дарья (villlka) wrote,
дарья
villlka

Categories:

Furienmeister

Самые захватывающие истории - про тех, от кого в истории не осталось почти ничего. Никаких подробных биографий, никаких дневников и портретов. Лишь то, что они оставили искусству. Вроде Исидора Каневале: ты стоишь у его Малой Глориетты в Шенбрунне или у Башни безумцев и ясно - о нем ничего и не нужно знать, нужно только следовать линиям его зданий.
Но от Каневале осталось хотя бы имя. А от гения, превратившего слоновую кость в пугающе живых фурий, не осталось даже этого.

В 2006 году во Франкфурте-на-Майне открылась выставка «Der Furienmeister» - 18 экспонатов из Берлина, Лондона, Флоренции, Сан-Франциско, Вены и пары частных коллекций - впервые за много веков столько работ «Мастера фурий» оказалось под одной крышей.

«Группа из слоновой кости. Гесперида, кормящая дракона яблоком. Чрезвычайно вычурная и страшная композиция. Крайне несовершенная в смысле пропорций и линий», - написал кто-то из музейных работников в конце 19-го века, когда коллекцию Габсбургов каталогизировали, чтобы распределить в только что построенные музеи на Ринге - Музей естественной истории и Истории искусств. Уже тогда было невозможно установить авторство скульптур - и как-то определиться с датировкой. Лишь в двадцатом веке неизвестного скульптора назовут «Мастером фурий» и установят время появления его работ - с 1610 по 1625 годы. Ну и все - остальное совершенное гадание на кофейной гуще: где он жил - то ли в Зальцбурге и окрестностях, то ли в южной Германии, а то ли на севере Италии. Почему не подписывал работы, почему эта совершенная анонимность, хотя вещи его кочевали по аристократическим и императорским коллекциям того времени, почему такая невозможная виртуозность на грани гениальности. Сплошные загадки, сплошная детективная история вокруг странных фигур, в которых мужское и женское слилось в одно.

Витрины Кунсткамеры в венском KHM похожи в полумраке на аквариумы, на сосуды, в которые заперт какой-то другой мир - он и чужой, и до последней капли принадлежит Вене с ее странностями. Из чернильно-синей темноты смотрят на тебя кричащая фурия, Гесперида с драконом и странный знаменосец. Они тоже знают - бесполезно разгадывать все загадки таинственного мастера семнадцатого века и искать, кем он был, не найдешь. Остается все придумать, впитывая то, что от него осталось - яростную страстность его фурий и совершенство линий, на которые способен лишь гений.



Фото ©Fabian Fröhlich (https://www.blindbild.com/)

Tags: Вена, ссылки
Subscribe

  • (no subject)

    Weltmuseum

  • (no subject)

    Читала про книжные PR-проекты Максимилиана Первого. Он и так-то был затейник - возил с собой гроб (мало ли что в дороге случится), а из собственной…

  • (no subject)

    Ножницы, которыми отрезали фитили в лампах Старого Бургтеатра. Он закрылся в 1888 году, простояв у стен Хофбурга на Михаэлерплац 150 лет. За эти…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments